Выбор телеметрии.


Важным вопросом для начинающего гонщика-любителя, особенно в дисциплине time-attack, становится выбор средства фиксации результата. Иными словами, телеметрии. Существует несколько популярных вариантов, и я постараюсь помочь в ее выборе. Речь конечно же пойдет о телеметрии, которая работает автономно, без участия самого пилота в процессе отсечения времени. Как Вы понимаете, секундомер и его вариации на эту роль не подходят.


Смартфон Начнем с самого простого варианта — использовать в качестве телеметрии свой смартфон со специализированной программой телеметрии и встроенным GPS приемником. Программы есть как платные (TrackMaster — Android, Harry's Laptimer Pro — iOS), так и бесплатные (RaceChrono — Nokia Symbian). Проблема данного средства общая и не зависит от используемой программы — встроенный GPS приемник смартфонов имеет частоту обновления 1Гц или меньше, т.е. данные получаются со спутников не чаще, чем один раз в секунду. Это очень много, за секунду можно заметно изменить направление или скорость движения, перейти от разгона к торможению и т.д. Результат не заставляет себя ждать, точность такой телеметрии заметно хромает, а траектория движения автомобиля состоит из одних ломанных линий.


Смартфон в связке с внешним приемником В данной связке нам опять понадобится смартфон с соответствующей программой. Также нам нужен будет внешний GPS приемник 5-10Гц со связью по Bluetooth. Предпочтительнее конечно приемник с частотой 10Гц (данные получаются до 10 раз в секунду). Такой приемник стоит около 100 долларов. Возможно также понадобится дополнительная программа для подключения этого приемника к смартфону (как в случае с Trackmaster для Android). Такая связка обеспечивает достаточно высокий уровень точности (до нескольких сотых секунды) и, по сути, является единственной бюджетной альтернативой телеметрии. Поскольку современные смартфоны также обладают акселерометром (датчиком перегрузок), эта информация также записывается в логи. Установив телефон на кронштейн мы имеем возможность видеть лучший круг, последний круг, сектора и другую информацию (зависит от программы и выбранных настроек).


Например, вот так выглядит экран приложения TrackMaster (Android)


А вот так — Harry's Laptimer Pro (iOS)


Данные приложения обладают большим количеством различных функций. Не буду рассказывать про все. Наиболее интересные — это запись видео (телефон ставится в кронштейн и записывает со встроенной камеры то, что происходит перед автомобилем), выбор различных сетапов (машин, шин, конфигураций автомобиля и т.д.), выбор треков и их конфигураций, возможность вести блоги лучших времен в социальных сетях, изучать свою телеметрию и делиться ей с друзьями "в облаке", т.е. в интернете (что очень наглядно и удобно, пример можно посмотреть вот здесь, нужно выбрать необходимый круг).

Пример видео, записанного с помощью Harry's Laptimer Pro:


В целом, данное решение обладает достаточно приятной функциональностью за вменяемые деньги. Также программы постоянно обновляются и совершенствуются. Функциональность постоянно растет. Конечно, часто выбор конкретной программы обусловлен тем смартфоном, который вы используете. Имейте ввиду, у программы под iOS есть неприятная особенность, она не умеет работать с любым внешним Bluetooth приемником, для нее нужен специальный. Выбрать можно всего из трех, кажется, разных. Для меня это оказалось неприятным сюрпризом, т.к. я уже купил для старого телефона другой приемник. У каждой программы есть свои особенности и интересные фишки. Например, Harry's Laptimer умеет дружить с ODB II системой автомобиля через специальный передатчик. Также в данных программах обычно можно легко выставить старт/финиш, находясь дома или прогуливаясь по питлейну со своим смартфоном.

Повторюсь, точность данной телеметрии достаточно высокая и не сильно уступает гораздо более дорогой телеметрии. При этом обладая достаточно вменяемой ценой.


Racelogic PerformanceBox Это уже отдельное устройство, которое втыкается в прикуриватель автомобиля и с этого момента начинает свой беспрецедентный труд. Выглядит оно вот так:


Относительно дорогое устройство (около 60 т. р. в России), но очень эффективное в решаемых ею задачах. Имеет 10Гц приемник GPS, встроенный акселерометр, может оснащаться внешней GPS антенной, пишет данные на SD карту. Обладает огромной тьмой полезных функций, например, умеет точно измерять разгон до 60, 100, 200 км/ч, за что очень любим посетителями Киевки. Путь/время торможения, текущую скорость с большой точностью и выводом онлайн и т.д. Помимо стандартной функции индикации времени прохождения круга, имеет интересные режимы типа предиктивного, который подсказывает, насколько вы опережаете или опаздываете от графика своего лучшего круга (или круга отсчета, можно выбрать) в режиме реального времени. Что иногда очень полезно при экспериментах с траекторией или методами прохождения определенных поворотов. Сразу можно увидеть результат, было ли так медленнее или быстрее в этом повороте. Естественно, время круга отображается с высокой точностью и точность, по большому счету, зависит только от того, насколько точно Вы выставили старт/финиш.

Ну и главной, наиболее ценной особенностью этого устройства является его возможность, во-первых, вести подробнейшие логи всего и вся, и, во-вторых, мощнейший софт для анализа этих логов. С помощью ПО, поделив круг на несколько секторов, можно увидеть "идеальный круг" за день, т.е. круг, собранный из лучших времен всех секторов, полученных за сессию или за день. Конечно, в реальности сложно проехать с такими "идеальным" временем, но данная функция сразу позволяет выявить "резервы" и посмотреть, на каких кругах и в каких секторах Вы ехали быстрее всего. Иными словами, софт обладает мощнейшими средствами анализа телеметрии, которые позволяют очень подробно и с различных сторон анализировать свою езду (и езду конкурентов, если получится заполучить их логи, а также очень наглядно сравнивать). Описать все функции софта просто не представляется возможным, их просто огромное количество.


Пример экрана ПО анализа логов — Circuit Tools


К минусам данного устройства можно отнести только две вещи: цену и сложность настройки и освоения ПО. Особенно это касается установки старта/финиша и сплитов на новом треке.

Существуют еще более сложные и профессиональные варианты телеметрии. С выносными камерами, блоками подключения к разъемам ODB автомобиля, чуть ли не специальными приборными панелями и т.д. Они, как правило, еще сложнее и дороже. По факту, большинство любителей time-attack ездит с последними двумя вариантами, описанными выше.


Автор: Артем Арзуманян

Наши друзья

hlru1.png
54510877_2583962255011677_31184764453917

Последнее видео

Группа VK

©2019 by Мой сайт. Proudly created with Wix.com